Кафедрада готовит «бакалавров образования» по 6 специальностям, магистров и докторов PhD по 1 специальности.
5В010300 – «Педагогика и психология»
Перечень квалификаций и должностей
Перечень квалификаций и должностей определяется в соответствии с квалификационными требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 273-П от 22 ноября 2002 года. Выпускникам по специальности 5В010300 – Педагогика и психология присуждается академическая степень – бакалавр педагогики и психологии.
Профессиональная деятельность
Бакалавры по специальности 5В010300 – Педагогика и психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-технологическая (организация процесса обучения и воспитания на основе педагогической технологии);
- производственно-управленческая (взаимодействие «субъект-субъект»);
- проектная (моделирование образования в общеобразовательной средней школе);
- научно-исследовательская (в научно-исследовательских организациях любого типа, организация, моделирование и реализация научно-исследовательских проектов);
- образовательная (преподавание педагогики и психологии, подготовка и переподготовка кадров).
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: общеобразовательная средняя школа, система дошкольного обучения и воспитания, педагогический колледж, организации начального и среднего профессионального образования.
5В010100 – «Дошкольное обучение и воспитание»
Выпускнику бакалавриата присуждается академическая степень бакалавр образования по специальности 5В010100 – Дошкольное обучение и воспитание.
Сферой профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В010100 – «Дошкольное обучение и воспитание» выступает воспитательно-образовательная деятельность в дошкольной организации.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В010100 – Дошкольное обучение и воспитание являются различные виды итипы дошкольных организаций, педагогические колледжи, департаментыуправления образованием, институты повышения квалификации ипереподготовки кадров системы образования.
Предметами профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В010100 – Дошкольное обучение и воспитание являются цели, задачи, содержание, формы организации воспитания и обучения детей дошкольноговозраста; пути реализации Государственной программы образованияРеспублики Казахстан; изучение личностной и когнитивной сфердошкольников с целью развития потенциальных возможностей; индивидуальный и дифференцированный подходы через реализацию личностно-ориентированного образования.
Виды профессиональной деятельности:
-образовательная (педагогическая) – воспитание, обучение, развитие и формирование личности дошкольника;
-управление педагогическим процессом дошкольной организации; диагностика, коррекция, прогнозирование результатов педагогической деятельности;
-изучение, обобщение, распространение передового инновационного опыта в сфередошкольного образования.
Функции профессиональной деятельности:
− воспитательно-образовательная;
− конструктивная;
− организаторская;
− информационно-коммуникативная;
− исследовательская.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
-получение полноценного и качественного образования, профессиональной компетенции в области дошкольной педагогики;
− овладение гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения к человеку, обществу, окружающей среде;
− овладение педагогическими и инновационными технологиями.
5В010200 – «Педагогика и методика начального обучения»”]
Выпускникам по специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения присуждается академическая степень «бакалавр образования».
Сферой профессиональной деятельности бакалавра 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения является учреждения образования (начальная ступень общеобразовательной школы, педагогические колледжи, институты повышения квалификации и переподготовкипедагогических кадров, департаменты образования).
Объектом профессиональной деятельности бакалавра 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения являются педагогический процесс в общеобразовательных школах первой ступени всех типов и методическая работа в учреждениях образования.
Предметами профессиональной деятельности бакалавра по специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения является реализация требовании концепции развития образования Республики Казахстан в условиях организации педагогического процесса первой ступени общеобразовательных школ и методической работы в учреждениях образования.
Виды профессиональной деятельности:
– диагностическую–изучение личности школьника, результатов обучения, воспитания и развития;
– организационно-технологическую (организация процесса обучения и воспитания на основе педагогических технологий);
– управленческо-педагогическую (взаимодействие «субъект-субъект», менеджмент в образовании);
– проектную (моделирование образования в начальной школе);
– научно-исследовательскую (творческий поиск в решении проблем образования, изучение педагогического опыта, рефлексия).
Функции профессиональной деятельности учителя начальных классов: организовать субъектную деятельность младших школьников и управлять процессом формирования и развития личности.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
– сформировать у обучающихся общеучебные и специальные знания, умения и навыки по дисциплинам, предусмотренным Государственным стандартом образования, а также базовые и предметные компетенции по дисциплинам;
– развить социальные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, психические и др. качества личности;
-воспитать компетентную и конкурентоспособную личность.
Направления профессиональной деятельности:
– психолого-педагогическая диагностика;
– моделирование педагогической деятельности;
– планирование и организация педагогического процесса;
– анализ и корректировка;
– самосовершенствование, самообразование, саморазвитие;
– осуществление связей с социальными институтами.
Основное содержание профессиональной деятельности учителя начальных классов новой формации включает организацию учебно-воспитательного процесса на уровне требований педагогической науки и практики, работу с родителями учащихся, связь с учреждениями образования и внешкольными учреждениями воспитания и образования, научное и методическое общение с коллегами.
5В010500 – «Дефектология»
Выпускникам по специальности «5В010500 – Дефектология» присуждается академическая степень «бакалавр образования» со специализацией:
5В010501 – Олигофренопедагог; учитель; логопед организаций образования для детей с нарушениями интеллекта;
5В050102 – Логопед; учитель начальных классов для детей с нарушениями речи.
Сфера профессиональной деятельности бакалавра специальности «5В010500 – Дефектология» выступает– коррекционно- образовательный воспитательный процесс в специальных образовательных школьных и дошкольных организациях образования(для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития) и др.
Объекты профессиональной деятельности бакалавра специальности «5В010500 –Дефектология»:
– государственные структуры;
– частные общеобразовательные, специальные дошкольные и школьные организации образования;
– реабилитационные центры;
-кабинеты коррекции;
ПМПК, кабинеты раннего вмешательства;
-учреждения социальной направленности (органы социального обеспечения, поддержки и помощи безработных, малообеспеченных, нетрудоспособных, трудоспособных с ограничением);
-учреждения, связанные с проблемами воспитания и развития подрастающего поколения в общественной среде;
– учреждения здравоохранения;
– научно– исследовательские организации.
Предметом профессиональной деятельности бакалавра специальности «5В010500 – Дефектология» является организация коррекционно-педагогической и воспитательной деятельности в общеобразовательных и специализированных организациях образования.
Виды профессиональной деятельности:
– организационно– технологическая (подбор и реализация методик обученияи воспитания детей с различными видами нарушений в развитии); -производственно– управленческая (методист– дефектолог, руководител ьдошкольных и школьных организаций образования);
– проектная (адаптация общеобразовательных учебных программ кконкретному типу специальных организаций образования;
– разработка иосуществление планов учебно– воспитательной и коррекционно– развивающейпомощи детям с различными видами нарушений в развитии);
– научно– исследовательская(исследование особенностей процесса обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВ);
– педагогическая (в зависимости от выбранной специальности: олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог, специальный дошкольный педагог);
– консультативно– диагностическая (диагностика детей с ОВ, консультативно– методическая работа с педагогами и родителями, имеющими детей с ОВ);
– рекламно-пропагандистская – поддержка, развитие и продвижение социально значимых идей, традиций;
– организация рекламы дефектологических услуг;
– пропаганда в средствах массовой информации идей социальной ответственности, служения обществу.
Функции профессиональной деятельности:
− организационная;
− диагностико– аналитическая;
− коррекционно– развивающая;
− социально-педагогическая;
− консультативная;
− организационно-управленческая;
− охранно-защитная.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
Получение полноценного и качественного профессиональногообразования, профессиональной компетенции в области специальной педагогики;овладение гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами,регулирующими отношения к человеку, обществу, окружающей среде; развитие познавательных, информационно-коммуникативных, конструктивных, проектировочных, организаторских навыков, значимых для педагогической деятельности; формирование профессиональной компетентности в области специальнойпедагогики, овладение основами педагогического мастерства как основой готовности к осуществлению педагогической деятельности развитие культуры мышления, навыков самообразования и научной организации труда овладение широким диапазоном педагогических технологий, обеспечивающих полноценную социализацию, интеграцию и личностное,развитие детей с ОВ;выбор студентами индивидуальной программы образования;продолжение образования на последующей ступени высшегопрофессионального образования; осуществление коррекционно–педагогической деятельности вспециальных дошкольных и школьных организациях образования для детей снарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно– двигательного аппаратаи ЗПР; реализация Концепции образования и Закона«О социальной и медикопедагогической коррекционной поддержке детей с ограниченнымивозможностями».
Содержание профессиональной деятельности:
Коррекционно педагогическая деятельность в образовательно воспитательных учреждениях различного типа, направленная на полноценнуюсоциализацию, интеграцию и личностное развитие детей с ОВ. Содержание профессиональной деятельности бакалавра дефектологии включает: диагностическую, профилактическую работу; организацию учебновоспитательного и коррекционного процесса, консультативно–методическую вспециальных организациях образования в соответствии стребованиями науки ипрактики; работу с родителями, имеющими детей с нарушениями в развитии; работу по обмену опытом с отечественными и зарубежными коллегами, реализацию целей и задач Государственной программы развития образования иЗаконы РК«О социальной медико–педагогической и коррекционной поддержкедетей с ограниченными возможностями».
5В010600 – «Музыкальное образование»
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В010600 – Музыкальное образование присуждается академическая степень «бакалавр образования» по специальности 5В010600 – Музыкальное образование.
Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 5В010600 – Музыкальное образование выступает музыкальное образование школьников.
Объекты профессиональной деятельности:
– общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и др.);
-педагогические колледжи, детские музыкальные школы, школы искусств, студии и музыкальные кружки общеобразовательных учреждений всех типов, дошкольные учреждения (соответственно полученной специализации).
Содержание профессиональной деятельности:
– осуществлять педагогическую и организационно-управленческую деятельность в системе общего среднего образования, вести занятия в учреждениях образования разного типа (школа, гимназия, лицей) в должности учителя музыки, а также дополнительную педагогическую деятельность по избранной специализации.
Функции профессиональной деятельности:
– образовательные;
– воспитательные;
– просветительские;
– организаторские;
– коммуникативные.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
– получение полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области музыкального образования;
– овладение гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими взаимоотношения личности и общества, а также отношения к окружающей действительности;
– воспитание культуры мышления и умений на научной основе организовывать свою трудовую деятельность, овладевать новыми образовательными технологиями;
– определение индивидуальной образовательно траектории обучающихся;
– продолжение образования обучающимися, успешно освоивших возможный (первый) уровень подготовки на последующей ступени высшего профессионального образования– магистратуре.
Направления профессиональной деятельности:
– музыкально-педагогическое;
– художественно-эстетическое.
5В012000 – «Профессиональное обучение»
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение присуждается академическая степень «бакалавра профессионального обучения».
Выпускники данной специальности могут работать в должности педагога профессионального обучения, преподавателя общетехнических дисциплин специальной технологии по комплексу рабочих профессий в средних и профессиональных школах, колледжах, лицеях, мастера производственного обучения в системе высшего и среднего профессионального образования независимо от ведомоственной принадлежности и формы собственности. Также бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров-лаборантов, инженеров научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности.
Выпускникам специальности 5В012000 – «Профессиональное обучение» присваивается квалификация в зависимости от специализации:
1. Специализация – Сельскохозяйственное производство:
– Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства;
Квалификация – Педагог профессионального обучения (по отрасли).
2. Специализация – Экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов
Квалификация – Педагог-менеджер профессионального обучения.
Сферами профессиональной деятельности специальности являются:
– психолого-педагогическая деятельность в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования;
– техническая, технологическая, производственная, экономическая сфера профессиональной деятельности в организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования научно-исследовательских, конструкторских и проектных организациях и на производстве;
– научно-исследовательская деятельность в сфере образования и на производстве в области повышения квалификации работников в соответствии со специализацией;
6М010300 – «Педагогика и психология»
Перечень квалификаций и должностей
В магистратуре подготовка кадров по специальности 6М010300- Педагогика и психология проводится по направлениям: профильному; научному и педагогическому.
Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр» по специальности 6М010300- Педагогика и психология
Профессиональная деятельность
Выпускники магистратуры по специальности 6М010300- Педагогика и психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
при профильной подготовке:
– организационно-управленческая (менеджер педагогической системы образования);
– образовательная (педагог-психолог в сфере образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров).
при научной и педагогической подготовке:
– научно-исследовательская (научный сотрудник в различных типах образовательных учреждений);
-образовательная (педагог –психолог в сфере образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров).
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников магистратуры являются:
при профильной подготовке
– высшие учебные заведения, органы управления образованием, организации образования, организации государственного и негосударственного профиля.
при научной и педагогической подготовке
– научно-исследовательские, организации образования; органы управления образованием.
6D010300 – «Педагогика и психология»
КВАЛИФИКАЦИЯ: Доктор философии (PhD) по специальности «Педагогика и психология»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цели общего образования:
Основная цель образовательных программ в подготовке обучающихся по специальности 6D010300 – Педагогика и психология:
- соблюдая обязательные требования к уровню подготовки докторантов, достижение высокого качества послевузовского профессионального образования;
- создание системы контроля эффективности работы высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций осуществляющих подготовку докторантов;
- регулирование прав и ответственности обучающихся в докторантуре, стимулирование докторантов к самостоятельному образованию, к научно-исследовательской и профессиональной деятельности;
- обеспечение признания документов о назначении академической степени «доктор философии» (PhD) и доктор «по профилю» Республики Казахстан в международном образовательном пространстве и на рынке труда.
Задачи общего образования:
- Задачи образования в подготовке доктора PhD, дать фундаментальные знания высшего и послезувавского образования научно-педагогического направления и по научным отраслям, углубленное изучение дисциплин соответствующих направлениям наук по методологической и исследовательской подготовке;
- Формирование подготовки к научно-исследовательским работам педагогического направления и к профессиональной деятельности в сочетании с теорей и практикой;
- Обеспечение профессиональным образованием и практическими навыками в сфере специальности 6D010300 – Педагогика и психология;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образование:
- Уметь применять системные понятия в исследовательской отрасли, показать сферу применения методов исследования в этой области;
- Умение планировать, разрабатывать, реализовавать и корректировать процесс комплексных научных исследований;
- Вносить вклад в формирование расширения границ отраслей науки, особенными исследованиями достойными публикации в национальных и международных изданиях;
- Умение критически анализировать, обобщать и оценивать новые и сложных идеи;
- Умение донести до научного сообщества, коллег и общества свои знания и достижения;
- Вносить вклад основанный на знаниях в развитие общества.
Знать и использовать:
- Знать историю развития педагогической мысли в Казахстане, организацию и планирование работ и основные положения других социально-гуманитарных дисциплин, владеть: казахским, русским, турецким и другими иностранными языками;
- владеть навыками работы на компьютере, программными средствами общего назначения как средством управления;
- уметь использовать информацию, получаемой по средством компьютерных систем;
- знание основных разделов дисциплины и др. базовых дисциплин;
- углубленное знание государственного и иностранных языков в ходе изучения профессиональных дисциплин: освоение всех видов знаний, умений и навыков, теории и методики воспитательной работы по педагогике и психологии необходимой для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования.
Квалификация:
— владеть базовыми знаниями в сфере социально-гуманитарных и естественных наук, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
— формулирование задач и умение различать поведения в сфере образования по «Педагогике и психологии», уметь использовать информационные технологии в рамках педагогической деятельности, уметь успешно осуществлять исследовательскую деятельность;
— обладать знаниями, умениями и навыками для получения новых знании и повышения квалификации, необходимых в профессиональной деятельности;
Компетенции:
Компетенции будущих специалистов докторов PhD «педагогики и психологии» должны соответствовать требованиями работодателей, в частности:
- быть компетентным в проведении психолого-педагогической диагностики и в проектировании педагогических ситуаций;
- проявлять творческий подход в решении психолого-педагогических проблем, в выборе оптимальных способов обучения и в использовании рациональных методов;
- изучение и накопление профессионального опыта;
организация и реализация саморазвития на основе рефлексии поведения и деятельности.