Научно-учебный центр «Абайтану» (НУЦ)

Научноучебный центр «Абайтану»

Абай Қунанбаев (1845-1904гг.)

Стратегия развития Научно-учебного центра «Абайтану»

        на 2016-2020 годы

Современное состояние

Южно-Казахстанского инженерно-педагогического университета дружбы народов, который по праву считается одним из крупнейших многопрофильных вузов Казахстана.

Казахстанский инженерно-педагогический университет дружбы народов обладает мощной материальной и учебно-методической базой, научно-производственным комплексом, сложившимися научно-педагогическими школами в сочетании с инновационными научными и образовательными проектами, имеет высококвалифицированные кадры, имеющие большой опыт работы. Приверженность этим идеалам позволяет сохранять высокую академическую репутацию КИПУДН в XXI веке.

Подготовка профессиональных кадров в университете ведется по двухуровневой системе «бакалавр»­­ ­­­­­- «магистр». Организация учебного процесса осуществляется по кредитной технологии обучения с учетом рекомендаций Сорбонской декларации (1998), Болонской декларации (1999), Пражского коммюнике (2001), Берлинского коммюнике (2003), Бухарестской декларации (2004), Болонской конференции по системам квалификации (2005), Бергенского коммюнике (2005), Лондонского коммюнике (2007), Левенского коммюнике (2009).

Университет позиционирует себя как динамично развивающееся высшее учебное заведение, ориентированное на новейшие образовательные технологии и высокую востребованность выпускников в Республике Казахстан и за рубежом.

В научно-учебном центре «Абайтану» филологического факультета КИПУДН обучение «Абайтану» ведется как выборочный компонент в педагогических факультетах: «Естественно-педагогический», «Спорт и туризм», «Педагогика и культуры», «Филологический».

В научно-учебном центре (далее НУЦ) работают 2 кандидатов наук, доцентов, специалист высшего уровня квалификации научно-учебного центра «Абайтану». Численность профессорско-преподавательского состава в 2016-2017 уч.г. – 3 человек. 

Миссия, видение, цели и приоритеты развития НАУЧНО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «АБАЙТАНУ»

Программа «Стратегия развития научноучебного центра «Абайтану» Казахстанского инженерно-педагогического университета дружбы народов 2016-2020 годы» содержит комплекс взаимосвязанных направлений обновления по совершенствованию системы управления вузом, образовательного процесса, развития науки и информационно-коммуникационной системы, коренного улучшении воспитательного процесса, пополнение материальной базы.

Миссия НУЦ заключается в предоставлении качественных образовательных услуг по творческому наследию Абая.

Видение НУЦ – реализация задач стратегического планирования ее работы, умело использующей и распространяющей самые передовые методы и технологии, готовящей конкурентоспособных специалистов, развивающей на высоком уровне научные исследования и разработки, эффективно используя их результаты в национальном образовании и общественном развитии.

Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов и разработка научно-технических проектов, способствующих модернизации системы образования и воспитания на уровне международных стандартов.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  • обеспечить развитие НУЦ как ведущего регионального научного и методического центра подготовки кадров для науки, образования;
  • обеспечить повышение уровня кадрового потенциала НУЦ.
  • создать механизм управления качеством образования и воспитания совершенствовать содержание университетского образования и технологию образовательной деятельности;
  • развивать материально-техническую базу НУЦ  для достижения целей образовательной деятельности;
  • расширять сферу международной деятельности НУЦ.

Реализация программы развития НУЦ требует решения ряда задач по основным направлениям ее деятельности с учетом приоритетов развития факультетов и определяет конкретные мероприятия, отражающие потенциал факультетов в перспективе.

Приоритеты развития НУЦ:

  • выход на международный рынок инновационных научно-методических разработок;
  • создание условий для эффективной научной работы и качественной учебы студентов;
  • обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников НУЦ.
SWOT – анализ кафедры филологии
S (strength) – сильные стороны:

§ вклад в образовательную деятельность региона;

§ достаточно квалифицированный профессорско-преподавательский состав;

§ большое число методических разработок;

§ освоение информационных технологий;

§ динамичное развитие международной деятельности;

§ внедрение практически всех элементов системы качества.

W (weakness) – слабые стороны:

§ недостаточный уровень социальной обеспеченности сотрудников и студентов;

§ слабо развитые формы дистанционного образования;

§ дублирование функциональных обязанностей в сфере организации учебного процесса, нечеткое разграничение полномочий в системе управления вузом;

§ слабо разработана система мотивации преподавателей.

O (opportunity) – благоприятные возможности:

§ внимание государства к образованию;

§ большое число населения и стремление граждан к образованию;

§ рост общественного интереса к высшему образованию в условиях возрастания конкурентности на рынке труда;

§ осуществление государством различных программ по совершенствованию образовательной деятельности;

§ наращивание международного сотрудничество в связи с интеграции в европейское образовательное пространство и подписание Болонского процесса.

T (threat) – угрозы:

§ активная политика конкурентов в регионе, республике;

§ уменьшение приема студентов в связи с упадком отдельных отраслей или их слабым развитием.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «АБАЕВЕДЕНИЯ»

Модернизированная система управления университетом является одним из условий обеспечения конкурентоспособности в современных условиях. Поэтому развитие организационно-управленческой культуры есть важный элемент функционирования образовательного процесса.

Эффективность управления в НУЦ должна обеспечиваться традиционной моделью между руководителем и подчиненными. Инновационным моментом в системе управления центром должен стать мониторинг и анализ качества деятельности ППС в заседаниях центра.

С учетом современных тенденций корпоративного управления система управления КИПУДН является недостаточно продуктивной в связи с   дублированием отдельных функциональных обязанностей.

Для дальнейшего совершенствования управления кафедрой и устранения имеющихся недостатков требуется:

  • обеспечение качества образования в соответствии с общественными потребностями
  • удовлетворение потребности в кадрах, отвечающих интересам региона, формирование высокого потенциала подрастающего поколения;
  • соответствие требованиям международных стандартов менеджмента качества, адаптация к новым реализациям по развитию инновационной и образовательной деятельности;
  • предоставление центра полномочий по достижению целей факультетов.
  • информационная поддержка в научной организации труда: исключение излишних собраний путем использования информационной сети университета, факультетов.

Задачи

  1. Модернизация системы управления центром с целью достижения качественного образования.
  2. Привнесение изменений в нормативно-правовую базу университета в соответствии с программами реформирования системы высшего образования Республики Казахстан возврат к прежней форме журнала учета нагрузки ППС и посещаемости студентов; предоставление центру прав по мониторингу нарушений трудовой и исполнительской дисциплины; предоставление свободы руководителю центра в подборе кадров).
  3. Полный пересмотр кадровой политики и обеспечение системного повышения социального уровня сотрудников в зависимости от вклада в инновационное развитие кафедры.

Стратегия действий

  • разработка стратегических планов развития центра по реализации основных приоритетов развития факультетов и вуза;
  • создание эффективной системы управления в соответствии с принципами Болонского процесса;
  • совершенствование механизма контроля ППС центра;
  • повышение имиджа центра путем оптимизации работы информационной сети.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «АБАЙТАНУ»

Анализ кадровой политики университета подтверждает необходимость повышения квалификации ППС университета, в целях улучшения качества предоставляемых образовательных услуг.Сложившаяся сегодня система оплаты труда педагогических кадров в недостаточной степени стимулирует научный рост кадров. Система повышения квалификации и переподготовки кадров малоэффективна.Следует применять наряду с апробированными, традиционными направлениями подготовки кадров высшей квалификации и новые, основанные  на современных требованиях рынка труда.Задачи

  1. Осуществление подготовки научных кадров высшей квалификации не только через аспирантуру, но и магистратуру.
  2. Совершенствование методов оценки и аттестации трудового потенциала кадров с учетом мнения коллектива центра и его руководителя.
  3. Планирование повышения квалификации, переподготовки кадров.
  4. Создание в центре требовательной атмосферы, обеспечивающей возможность выполнения преподавателями своих профессиональных задач и в максимальной степени содействующей их эффективной деятельности.
  5. Привлечение ведущих специалистов из ближнего и дальнего зарубежья для обмена опытом работы и научного сотрудничества с разработкой вузом финансовой программы поддержки.

Стратегия действий

  • преемственность педагогического, научно-методического опыта и профессиональной компетентности от старшего поколения преподавателей к молодому;
  • усовершенствование системы критериев оценки труда сотрудников;
  • совершенствование системы конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава центра с опорой на точку зрения коллектива центра и его руководителя;
  • обеспечение законности и социальной справедливости в решении кадровых вопросов в центре при поддержке факультета и вуза.
РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ В НАУЧНО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ «АБАЙТАНУ»

ППС центра регулярно участвуют в международных научных конференциях вуза, республики, ближнего и дальнего зарубежья. Студенты активно принимают участие в научно-исследовательской деятельности факультетов, в республиканских конкурсах.

Задачи

  1. Привлечение студентов к науке через г/б темы НИР ППС центра на основе двухгодичных спецсеминаров по Абаеведению
  2. Участие научных студенческих работ в Республиканских конкурсах.
  3. Проведение совместных научных исследований с ведущими вузами ближнего зарубежья.

Стратегия действий

  • создание инновационных проектов по приоритетным научным направлениям центра;
  • повышение эффективности результатов научных исследований ППС центра, их публикации и цитируемости в ведущих отечественных и зарубежных изданиях;

совершенствование использования результатов научно- исследовательских работ в учебном процессе.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАУЧНО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «АБАЙТАНУ»

Центр пользуется компьютерами и интерактивной доской факультетов благодаря корпоративной информационно-образовательной сети университета имеет доступ к Internet со скоростью 7 Мбит/с.

Задачи

  1. Дальнейшее совершенствование и развитие информационных ресурсов: создание WiFi зоны для свободного доступа в корпоративную сеть с выходом в Интернет с мобильных компьютеров ППС центра в корпусе № 1.
  2. Развитие инфраструктуры корпоративной сети университета (увеличение пропускной способности и надежности каналов связи, количества и мощности серверов сети) для кафедральных компьютеров.
  3. Достижение нового уровня качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций кафедрами, оснащенными компьютерами и принтерами нового поколения.
  4. Формирование системы электронного документооборота, автоматизация управления учебным, научным и административным процессами с целью исключить потерю рабочего времени среднего звена на собраниях.
  5. Обеспечение широко регламентированного доступа к образовательно- информационным ресурсам университета и ресурсам других вузов.
  6. Повышение квалификации преподавателей с использованием информационных технологий, рост мастерства их работы в корпоративных и глобальных сетях.

Стратегия  действий

  • развитие в научно-учебном центре «Абайтану» сетевой инфраструктуры: обеспечение новыми техническими средствами и WiFi зонами с выходом в Интернет;
  • внедрение в центр современных виртуальных лабораторий, виртуально-дистанционного обучения и e-learning;
  • использование современных IT-технологий для эффективной интеграции научных исследований и инноваций в образовательный процесс центра.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Студенты обучающие «Абайтану» должны активно участвовать в делах университета, проводить «Дни студенческого самоуправления» под руководством членов Ученого совета факультетов, Совета по профилактике правонарушений.

В целях соблюдения правопорядка на территории университета, в учебных корпусах и общежитиях созданы «Добровольные  студенческие отряды» из числа студентов-активистов, работа которых организуется при содействии Департамента внутренних дел ЮКО.

Студенты активно участвуют в процессах реализации государственной молодежной политики Казахстана, являясь членами  различных молодежных объединений. Большую роль в пропаганде межнационального и межконфессионального согласия играет Малая ассамблея народов факультетов КИПУДН, зарегистрированная в Управлении юстиции ЮКО. Для реализации творческого и трудового потенциала студентов функционирует факультет общественных профессий. В развитие молодежных движений  вносят они и в «Жасыл Ел».

Для достижения стратегической цели по реализации социальных прав и государственных гарантий молодежи проводится работа по улучшению социальных условий жизни студентов, по обеспечению социальной защищенности и поддержки студентов. В общежитиях созданы все условия для полноценной жизни: функционируют компьютерные классы, филиалы  библиотек, комнаты отдыха, оснащенные современным аудио-видео техникой.

Реализация инновационного подхода к организации воспитательного процесса позволяет формировать у студентов патриотические качества, ответственность за судьбу государства, гражданами которого они является.

Это требует  дальнейшего совершенствования воспитательной работы центра ориентации воспитания интеллектуальной нации, основу которой составит казахстанская студенческая молодежь.

                   Задачи

  1. Формирование высоконравственной, всесторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста-филолога и патриота своей страны.
  2. Повышение духовности, идей гуманизма, межнационального и межконфессионального согласия в духе казахстанского патриотизма
  3. Разъяснение студентам принципов и навыков здорового образа жизни.
  4. Реализация задач в рамках государственной программы «Интеллектуальная нация ­­- 2020» по укреплению национально-культурных ценностей, нравственности молодого поколения во внеаудиторное и аудиторное время.
  5. Противодействие распространению в студенческой среде политического, религиозного, национального экстремизма.

Стратегия действий

  • освоение студентами центра новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества и динамики общественных отношений;
  • развитие системы студенческого самоуправления в центре посредством деятельности студенческих советов педагогических факультетов
  • реализация центром концепции воспитательной работы со студентами педагогических факультетов, соответствующей принципам новой национальной модели образования Республики Казахстан;
  • гармонизация воспитательной работы с процессом профессионального становления и спецификой профессиональной деятельности будущего специалиста;
  • усиление влияния интеллектуальной составляющей процесса воспитания на развитие социально ценных задатков и способностей каждой личности во внеаудиторной и аудиторной деятельности ППС центра;
  • совершенствование процесса формирования у студентов корпоративной культуры, обоснованного чувства гордости за свой университет путем аудиторной и внеаудиторной деятельности ППС центра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для реализации настоящей Программы «Стратегия развития научно учебного центра «Абайтану» Казахстанского инженерно-педагогического университета дружбы народов 2016-2020 годы» необходима разработка перспективного стратегического плана научно-учебного центра «Абайтану» детально охватывающий основные этапы и сроки их выполнения.

Реализация данной Программы будет содействовать росту авторитета центра в рамках факультетов, повышению качества образовательных программ и подготовкии высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.  

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top